- Атеизм
- (гр. Α отрицание и ΘΕΟΣ бог) отрицание Бога. В различные времена, у многих народов, имеющих те или иные представления о Божестве, было различное понятие А., т. е. непризнания, отрицания Божества. Теперь атеистами называются люди, теоретически отрицающие существование Бога. Уже в древности были отрицатели Божества (Юань, кит. фил., Санкия индус, Левкипп и Демокрит, Эпикур); многих обвиняли в А., напр.: Сократа, Аристотеля; в средние века: Дж. Бруно, Спинозу; в новейшее вр.: Фихте, Гегеля, Канта; но они не являются атеистами, так как не отрицают Бога, но только по-своему представляют Божество. А. не умирал все время, и являлись его проповедники во все время существования мира. Все материалистические теории в то же время и атеистичны, так как рассматривают мир и его устройство независимо от Главной Первопричины. Из философов-атеистов XVIII в. следует назвать: Ляметри, Гольбаха (1723 - 80); XIX в. Фейербаха (1804 - 1872), давшего критику христианства, и его учеников, Фохта, Бюхнера, Молешота; в позднейшее время Геккеля. Но возможен материализм и без атеизма, т. е. изучение всех явлений природы в самых первичных ее формах, при этом ученый должен помнить, что самая способность его к изучению есть не что иное, как проявление Божественной Воли. Ценные открытия науки не могут исчерпать даже всех земных проявлений материи как же можно посягать на разрушение не Познаваемого, но Сущего и Видимого в Его проявлениях. Установив теоретически существование высшего начала, практически А. приводит к эгоизму, стремящемуся только к удовлетворению личных потребностей, отсюда вытекает нетерпимость и полное разрушение общественности.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.